Пожар - неконтролируемый процесс уничтожения или повреждения огнем имущества, во время которого возникают факторы, опасные для существ и окружающей среды.
Основные причины возникновения пожаров:
•Игры детей со спичками;
•Небрежное, халатное обращение с огнем;
•Нарушение требований техники безопасности при проведении любых работ связанных с огнем;
•Нарушение правил проведения вблизи открытого огня;
•Случайный или умышленный поджог;
•Удар молнии;
•Самовозгорание.
Признаки начинающегося пожара:
•Наличие запаха дыма;
•Незначительный огонь, пламя;
•Людская суета.
Действия при пожаре в школе:
•оповещение
•вызов пожарных-спасателей
•эвакуация
•сбор, перекличка
Первичные средства пожаротушения:
•В начальной стадии можно применить брезентовое или войлочное полотно.
•Наиболее распространенное и универсальное средство тушения пожара – вода, однако, ее нельзя использовать в ряде случаев.
•Одним из эффективных средств тушения небольшого по площади пожара являются ручные огнетушители.
Поражающие факторы пожара:
•открытый огонь (пламя), разлетающиеся искры
•повышенная температура
•пониженное содержание кислорода, дым
•выделение токсичных продуктов горения
•падающие предметы, осколки стекол
•потенциальная возможность взрыва
•психологические нагрузки, стресс, паника людей
Основными травмами на пожаре являются:
•термический ожог, удушение, отравление
•раны, ушибы, переломы
•нервные потрясения
•основной причиной гибели людей является отравление угарным газом
Всем необходимо знать
При возникновении пожара в здании необходимо выполнить следующие требования:
•Не паниковать!
•Определить место возгорания.
•Отключить электрические и газовые приборы.
•Вызвать пожарных и спасателей по телефону «101».
•Проверить помещения и вывести всех.
•Попытаться погасить огонь самостоятельно на начальной стадии горения.
•Закрыть все двери и окна, не открывать их.
•Эвакуация должна осуществляться быстро, организованно, без давки покинуть опасную зону пожара по кратчайшему и заранее изученному безопасному маршруту, используя запасные выходы, пожарные лестницы.
•Постоянно подавать звуковые сигналы.
•При выходе из задымленного помещения дышать рекомендуется через мокрую ткань, всеми силами защищаться от дыма, двигаться лучше ползком или пригнувшись к выходу.
•Не закрывать двери на ключ.
•Нельзя прыгать на землю со второго и выше расположенных этажей, это всегда опасно.
•Не входить в зону задымления при низкой видимости.
•Массовую эвакуацию из зоны пожара проводят пожарные совместно со спасателями. Их указания должны выполняться неукоснительно.
•Оказавшись в безопасной зоне проверить весь списочный состав учреждения.
Помни
Ты не должен паниковать, прятаться, прыгать из окна,
в одиночку бороться с огнем!
Взрыв – это освобождение большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени с возникновением ударной волны.
Взрыв – это грохот, пламя, дым, повреждение и разрушение строений, боль, страдания, гибель людей, страх и ужас перед возможностью нового взрыва.
- Характерной особенностью любого взрыва является его быстротечность. Время взрыва исчисляется тысячными долями секунд, температура достигает десятков тысяч градусов. Последствия взрыва зависят от мощности взрывного вещества, его количества, среды, в которой происходит взрыв. Опасная зона может достигать нескольких километров от эпицентра.
- Быстротечность процесса не позволяет предпринять какие-либо реальные действия по спасению. Основное внимание должно уделять профилактике взрывов, оказанию первой помощи, предотвращению возникновения паники, ликвидации последствий.
- Если у вас есть немного времени, постарайтесь быстро покинуть опасную зону, спрятаться в укрытии, принять безопасную позу – лечь на землю, защитить лицо и голову руками.
- При угрозе взрыва: отойдите от окна, дверного проема; покиньте переход; не располагайтесь рядом со стеклянными и крупногабаритными предметами.
С целью недопущения возникновения подобных чрезвычайных ситуаций взрослым необходимо:
•Провести беседу с детьми об опасности, которые таят в себе взрывоопасные вещества.
•Исключить случаи попадания взрывоопасных предметов в руки школьников.
•При обнаружении взрывоопасных предметов у школьников или получении информации о них немедленно заберите их, осторожно отнесите и положите в безопасное место, незамедлительно сообщите об этом в милицию или спасателям.
При взрыве в здании необходимо выполнить следующие требования:
•Не паникуйте – паника плохой помощник.
•Быстро оценить свое местонахождение, состояние здоровья.
•Окажите себе помощь, постарайтесь быстрее покинуть зону взрыва.
•Защитите органы дыхания с помощью любой ткани.
•Если у вас зажата часть тела, примите удобную безопасную позу, не предпринимайте резких движений, при ухудшении самочувствия лягте на бок.
•В случае поражения глаз закройте их ладонью, не пытайтесь самостоятельно извлечь из них посторонние предметы, ждите помощь.
•Не предпринимайте активных самостоятельных движений, которые могут ухудшить ваше здоровье и осложнить ситуацию, сохраняйте тепло и силы, не делайте лишних движений.
•В частично разрушенных зданиях, при отсутствии возможности самостоятельно эвакуироваться, необходимо дождаться помощи. Оцените обстановку. Для ускорения и облегчения процесса поиска необходимо подавать сигналы голосом, использовать трубы и батареи, размахивать тканью или рукой. В темное время суток можно воспользоваться светом фонарика.
•При отсутствии травм нужно оказать помощь другим.
•Необходимо принять участие в ликвидации последствий взрыва.
•Передвигаться в зоне взрыва необходимо предельно осторожно.
Действия школьников при обнаружении взрывчатых веществ:
•Не пытайтесь самостоятельно обезвредить (разминировать) взрывное устройство. Это должны делать специалисты.
•Не трогайте, не переносите, не распаковывайте, не бросайте подозрительные предметы.
•Не располагайтесь вблизи опасного предмета, отойдите на расстояние не менее 100м.
•Сообщите о подозрительном предмете учителям, в милицию, пожарным, спасателям, они должны организовать охрану и дежурство в зоне нахождения опасного объекта до прибытия специалистов.
•Дождитесь прибытия специалистов, укажите им место и время обнаружения подозрительного предмета.
•Не изготавливайте самодельные взрывные устройства.
•Не храните в доме, квартире, подсобном помещении компоненты для их изготовления.
•Любой взрывоопасный предмет может взорваться в результате неправильного обращения или хранения.
•Не носите в карманах взрывоопасные изделия, они могут взорваться от механического или теплового воздействия.
•Любое взрывоопасное устройство может стать причиной большой беды.
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от воздействия средств поражения является важнейшей задачей противодействия чрезвычайным ситуациям в мирное и военное время.