Платить или не платить? Какие новые испытания Кабмин приготовил переселенцам?

8 июня 2016 года Кабинет Министров Украины принял два документа, касающихся переселенцев: изменения в Постановление № 530 "Об учете внутренне перемещенных лиц" и Постановление № 365 "Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам".

Новые правила выдачи справки переселенца

"Справка переселенца после 8 июня выдается на постоянной основе и она не требует никаких подтверждений своей легитимности. Я публично заявляю, что никаких "продолжений" справок, никаких штампов для социальных выплат на ней ставить не нужно", - заявил министр социальной политики на своей последней пресс-конференции в Киеве.

Подобного заявления переселенцы ждали уже очень давно. И это, пожалуй, один из немногих положительных моментов от принятых постановлений. На самом деле справки уже давно должны были выдаваться бессрочно, согласно ранее принятому Закону "Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц". Поэтому, изменения в Постановление № 509, о которых далее пойдет речь, просто регулируют действия этого Закона.

Согласно принятому постановлению, справка внутренне перемещенного лица выдается в день подачи документов и является бессрочной. Дополнительно не нужно будет никуда ходить за печатями, подписями или другими заверениями.

Справки, выданные до 20 июня 2016 года, которые являются действительными, срок действия которых не истек, автоматически становятся бессрочными, и идти получать новую нет необходимости.

Но, если в справке, которая была выдана до 20 июня 2016 года, местом фактического проживания указан адрес местонахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица публичного права, его подразделения, любого другого помещения, где переселенец не проживает, то она подлежит перерегистрации. И это необходимо сделать до 20 июля 2016 года. Если в течение месяца справка не будет перерегистрирована, то она автоматически становится недействительной. Этот срок может быть увеличен до 60 дней, если у переселенца есть обоснованные причины, согласно которым он не может перерегистрировать справку в течение указанного срока. Для этого необходимо обратиться в уполномоченный орган, где подать соответствующее заявление и подтверждающие документы.

В Постановлении также расширили перечень документов, которые могут предоставляться для получения справки ВПЛ и могут являться основанием для получения соответствующего статуса (в случае отсутствия отметки о регистрации места жительства):

- военный билет со сведениями о прохождении военной службы;

- трудовая книжка с записями о трудовой деятельности;

- документ, подтверждающий право собственности на движимое или недвижимое имущество;

- свидетельство о базовом общем среднем образовании;

- аттестат о полном общем среднем образовании;

- документ о профессионально-техническом образовании;

- документ о высшем образовании (научная степень);

- справка с места учебы;

- решения районной госадминистрации, исполнительного органа городского или районного совета об устройстве ребенка в детское учреждение, в приемную семью, детский дом семейного типа, установлении опеки или попечительства;

- медицинские документы;

- фотографии;

- видеозаписи и т.д.

При предъявлении одного из этих (или нескольких) документов, решение о выдачи справки и статуса ВПЛ будет приниматься в течение рабочих 15 дней.

Урегулирован также вопрос о получении справки ВПЛ несовершеннолетними лицами. Теперь все переселенцы могут получать отдельные справки: старше 14 лет - самостоятельно, до 14 лет – их законные представители. До этого детей просто "вписывали" в справки родителей.

Вместе с этим управления соцзащиты оставляют за собой право принимать решение о снятии с учета внутренне перемещенных лиц на основании данных, полученных от МВД, Национальной полиции, Государственной миграционной службы, СБУ, Администрации Госпогранслужбы, Министерства финансов.Эти основания прописаны в Законе "Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц":

1. В случае подачи заявления об отказе от справки.

2. В случае совершения ряда преступлений (действий, направленных на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти; посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины; террористический акт и так далее).

3. В случае возвращения в место постоянного проживания (в зону АТО).

Если переселенец уехал на территорию оккупированного Донбасса и находится там более 60 дней, то его справка ВПЛ аннулируется. Это, согласно тексту закона, "дает разумные основания полагать, что внутренне перемещенное лицо вернулось к заброшенному месту постоянного проживания".

4. В случае выезда на постоянное место жительства за границу.

5. В случае подачи заведомо недостоверных сведений.

Не стоит забывать, что любое решение о прекращении действия справки ВПЛ можно обжаловать в судебном порядке.

В принятых изменениях Кабмин также урегулировал вопросы получения статуса ВПЛ для:

- несовершеннолетних лиц, которые переехали без сопровождения родителей или законных представителей;

- лиц, отбывавших (отбывают) наказание в местах лишения свободы, у которых регистрация места жительства - на временно оккупированной и неподконтрольной украинской власти территории;

- военнослужащих, проходивших военную службу на временно оккупированной территории Украины.

В целом представители общественности достаточно положительно оценивают принятие данных изменений. Другой вопрос, что ничего нового Кабмин не сделал, а просто урегулировал некоторые вопросы в соответствие с ранее принятым Законом.

Новые правила начисления социальных выплат для переселенцев

Гораздо больше вопросов вызывает Постановление № 365 "Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам", которое также было принято Кабмином 8 июня 2016 года. Им правительство постаралось усовершенствовать систему назначений и осуществления контроля за социальными вынужденным переселенцам.

Социальные выплаты внутренне перемещенным лицам назначаются и выплачиваются структурными подразделениями по вопросам социальной защиты населения по месту их фактического проживания/пребывания, независимо от факта регистрации их места жительства.Таким образом, переселенец может изначально зарегистрироваться в одном городе, затем переехать (об этом нужно в десятидневный срок сообщать в управление соцзащиты) и на новом месте продолжить получать все социальные выплаты.

Для назначения или восстановления всех социальных выплат переселенцы каждые полгода будут проходить обязательную проверку представителей Минсоцполитики (Управления труда и социальной защиты населения). В частности, государственные социальные инспекторы будут приходить по месту жительства переселенца и проверять достоверность указанной в заявлении информации о фактическом месте проживания. Но и это еще не все. Инспекторы будут составлять акт обследования материально-бытовых условий семьи. И только на его основании специальная комиссия будет решать, назначать (восстанавливать) выплаты или нет.

Комиссии, которые принимают окончательное решение о назначении соцвыплат, будут созданы районными госадминистрациями, исполнительными органами городских, районных в городах (в случае их создания) советов.

"Нужно было перенести ответственность за внутренне перемещенных лиц и весь комплекс проблем с уровня просто социальный защиты населения на уровень местной власти. Поскольку эти документы (принятые постановления Кабмином от 8 июня 2016 года - "ОстроВ") предполагали создание специальной комиссии по вопросам социальных выплат ВПЛ, и эту комиссию на месте должен возглавлять один из руководителей органа местного самоуправления или местной исполнительной власти. Речь идет или о заместителях райгосадминистрации или о заместителе городского главы", - сказал Андрей Рева.

Вместе с этим, у общественности возник вопрос, что это за обследование материально-бытовых условий переселенцев и как это будет влиять на решение о назначении или прекращении социальных выплат. Неужели наличие бытовой техники и хороший ремонт квартиры будут являться основанием для прекращения выплат пенсии? Это, конечно, звучит абсурдно, но в Постановлении ничего не сказано о порядке составления этого акта, его содержании, влиянии и так далее.

"Факт обследования и материально-бытовые условия не имеют отношения к фактам выплат. Материально-бытовые условия обследуются, чтобы выяснить проблемы, с которыми столкнулся переселенец", - ответил на это министр Рева на пресс-конференции в Киеве 17 июня. К сожалению, это пока только является словами и законодательно нигде не прописано. Соответственно, как это будет трактоваться на местах – неизвестно.

Министр также заверил, что в течение 1 месяца со дня вступления в силу этого Постановления, социальные инспекторы смогут обойти всех переселенцев, составить соответствующие акты и восстановить все ранее приостановленные выплаты. Это, мягко говоря, вызывает сомнения.

Во-первых, откуда в Украине в один момент появится столько "лишних рук", чтобы обойти квартиры и дома сотен тысяч внутренне перемещенных лиц для их проверки?

По информации активистки "Восток SOS" Юлии Красильниковой, только в Луганской области зарегистрированы 268 000 переселенцев на 29 социальных работников.

"Раньше люди не получали выплаты за отсутствие штампа, теперь они будут ждать по полгода инспектора, который просто физически не сможет обследовать такое количество ВПЛ", - считает председатель ОО "Всеукраинская организация по делам вынужденных переселенцев" Оксана Ермишина.

Во-вторых, как акт обследования материально-бытовых условий арендованного жилья сможет выявить проблемы, с которыми действительно сталкиваются переселенцы? Ни в постановлении, ни в законах это не прописано и не регламентировано.

"Приготовьтесь, дражайшие ВПЛ, скоро-скоро посыпаются на вас холодильники, стиральные машинки и все, чего вам не хватает. Они же раньше почему вам не помогали? У них акта не было на руках… Как же этот цинизм достал уже", - иронизирует О.Ермишина.

В-третьих, эта проверка будет осуществляться без предупреждения – в неопределенный день и время. По логике Минсоцполитки, переселенцы стали такими бездельниками, что могут себе позволить безвылазно сидеть дома и ждать инспектора. А если нужно в аптеку, магазин, к врачу, на работу?..

"Комиссия может отказать заявителю в назначении (возобновлении) социальных выплат в случае его отсутствия по фактическому месту жительства", - говорится в тексте Постановления.

В этом случае инспектор оставляет внутренне перемещенному лицу уведомление о необходимости в течение трех рабочих дней появиться в структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения для прохождения физической идентификации. Если переселенец в течение 3 дней не явится, то ему будет направлено повторное уведомление (заказным письмом) о необходимости прийти в управление соцзащиты и пройти идентификацию. Если и это не поможет, то подается запрос в Госпогранслужбу и выясняется, не выехал ли переселенец за границу или на оккупированную территорию Донбасса. Далее собирается комиссия и решает, прекращать социальные выплаты или нет.

"Если анализировать нормы данного порядка, можем с уверенностью говорит, что он только усложняет для внутренне перемещенных лиц процедуру восстановления их социальных выплат. Наихудшее - это занимает очень много времени. Сейчас у государства нет ресурсов, чтоб проводить проверки (акты обследования) надлежащим образом", - говорит юрист гражданской инициативы "Восток-SOS" Ольга Аношкина.

Минсоцполитики также вводит дополнительные проверки для фактического места жительства переселенцев. Их смогут проводить как представители структурных подразделений по вопросам социальной защиты населения, так и рабочие группы, состоящие из сотрудников территориальных подразделений МВД, ГМС, СБУ, Национальной полиции, Госфининспекции, Госаудитслужбы и Пенсионного фонда Украины.

Эти дополнительные проверки проводятся в случаях:

1) наличия информации о возможном изменении места фактического проживания без уведомления в десятидневный срок об этом структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения;

2) наличия информации о возвращении внутренне перемещенного лица на временно оккупированную территорию Украины или его выезда за границу;

3) получения уведомления от "Ощадбанка" о приостановлении расходных операций по текущему счету при отсутствии прохождения физической идентификации внутренне перемещенным лицом;

4) получения рекомендаций Министерства финансов по результатам проведения верификации социальных выплат с указанием конкретных причин для прекращения соответствующих выплат.

"Постановление нивелирует все позитивные достижения как Закона, долгожданные изменения в который были приняты в январе, так и постановление №509, которое было приведено силами общественности в соответствие с Законом. Там есть много критических для переселенцев норм. Одна из таких норм, например, заставляет человека в трёхдневный срок подтвердить своё физическое присутствие, если к ней пришли с проверкой фактического проживания. Но что делать в случае, если человек элементарно уехал в отпуск или навестить родных? Таким образом, под каток репрессий попали в первую очередь обычные переселенцы", - считает координатор общественной организации "Крым-SOS" Тамила Ташева.

О том, что у государства отсутствует стратегия реинтеграции оккупированных территорий, уже много сказано и написано. Вместе с этим прослеживается четкая стратегия по отношению в вынужденным переселенцам – тем, кто не по своей воле вынужден был покинуть родной город, дом, работу, друзей. Эта стратегия направлена на их контроль и на то, чтобы они чувствовали себя чужими в Украине.