6 июля отмечается православный праздник «Аграфена Купальница», посвященный памяти мученицы Агриппины Римской. Православные верующие называли ее Аграфеной. Аграфена, жившая в 3 веке в Риме, с самого детства она отказалась от земной жизни и решила посвятить всю свою жизнь вере в Иисуса Христа. Во времена гонения христиан молодую девушку схватили язычники и подвергли ее жестоким пыткам. В легенде говорится, что к Агриппине прилетел Ангел Божий, который вылечил все ее раны. Ее останки были направлены на Сицилию и через некоторое время возле ее гробницы происходили разные чудеса.
Свое название «Купальница» этот праздник получил из-за того, что с далекого прошлого в этот день все люди купаются в водоемах.
Также 6 июля называют:
«Лютые коренья»
«Обетная каша»
«Канун Иванова дня»
«Ивановские ночи»
В этот день наступает самая чудесная ночь – ночь на Ивана Купала. Три праздника: «Аграфена Купальница», «Иван Купала» и «День Петра и Февронии» объединились в один большой праздник, который несет в себе очень большой смысл, христианские обычаи и языческие верования. В это время проводили своеобразные ритуалы, верили в приметы и легенды, и гадали. Отмечали праздник все: от мала до велика. Топили бани, парились вениками из богородицкой травы и папоротника, иван-да-марьи и ромашки, из лютика и полыни, мяты пахучей.
Была традиция: на весь будущий год заготавливать веники для бани. Девушки и женщины в послеобеденное время запрягали лошадей и уезжали в лес за молодыми ветками березы. Но это могли быть не только ветки берез, также делали веники и из других лиственных растений и деревьев. В каждый веник добавляли веточку от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и других растений. Это считались вениками обрядовыми: одним парились в бане, другим наряжали только что отелившихся коров, третьим узнавали будущее. Для этого бросали веник через голову или на крышу бани, и если он упадет верхушкой к погосту, то тот, кто бросал скоро умрет, а если упадет не вершиной – останется живым.
Люди верили, что травы и коренья, собранные в ночь на Ивана Купала, обладают целебными свойствами, больше всего – папоротник. По легенде он распускался только один раз в год в ночь на Ивана Купала и блистал своей красотой буквально пару минут. Тот, кто из людей смог найти этот цветок, был бы богат до конца жизни, силен, смог бы находить клады и предвидеть будущее.
Своеобразным ритуалом было обливание всех водой. Во всех регионах это делали по-разному: в одних, молодые деревенские парни надевали старую одежду и шли с ведрами на речку за самой мутной водой или даже просто грязью, возвращались в деревню и обливали всех встречающихся на их пути, кроме маленьких детей и людей пожилого возраста. Больше всего страдали молодые девушки: молодые парни вытаскивали силой их даже из дома и на улице обливали их с ног до головы.
Была еще одна традиция этого праздника – приготовление «обетной каши». Это так называемый обед из постных блюд, который все люди деревни собирали в одно место на улице для нищих и приезжих.
Молодые девушки прихорашивались и всячески щеголяли перед родными, чтобы получить от них подарки и угощения. К вечеру шли к одной из молодых девиц и готовили каши из толченого ячменя, чтобы укрепить здоровье и улучшить свою красоту.