24 ноября, в последнюю пятницу месяца, многие планируют грандиозный шоппинг, виртуальный или реальный. Ну как не поддаться соблазну, когда со всех сторон магазины зазывают фантастическими скидками "черной пятницы" ?! "-70%", "-80%", "-90%"… И пусть в реальности скидки оказываются, мягко говоря, гораздо скромнее заявленных – главное, они есть. "Только сегодня!" практически везде. И мы стараемся именно в этот день купить нужные (и не очень) вещи, чтобы потом еще долго радоваться тому, как удалось сэкономить, передает сайт "Сегодня".
Но сегодня мы не об экономии. А о том, что в дни грандиозных распродаж, вроде "Black Fridy", украинцы оставляют в магазинах приличную часть своего личного или семейного бюджета. А как гласит всемирный закон сохранения вещества и энергии, если в одном месте убывает, то в другом, наоборот, прибывает. То есть, если мы в "черную пятницу" так дружно отдаем свое "денежное вещество" магазинам и бутикам, это должно иметь для них какой-то позитивный экономический эффект. А заодно улучшить статистику и по стране. Например, показать некоторое снижение среднемесячных цен (за счет невероятных скидок, которые, как правило, растягиваются минимум на три дня) и увеличение товарооборота.
Проверить эту теорию для начала решили на сайте Госкомстата. Отличается ли чем-то "торговая статистика" ноября от других месяцев? Оказалось, немного отличается. Но вовсе не в ту сторону, в которую мы ожидали.
Согласно данным двух последних лет, в ноябре цены немного вырастают, а товарооборот – падает. А вот следующий "торговый ажиотаж", предновогодний, оставляет "правильный" след в статистике: в декабре товарооборот увеличивается, хотя скидками продавцы перед Новым годом нас не радуют, даже наоборот.
Так, в октябре 2016 года, по данным Госкомстата, объем розничного товарооборота в Украине составлял 48 млрд 257 млн грн. В ноябре он сократился на 9 млн грн – до 48 млрд 248 млн. В 2015-м ноябрь "проседал" еще больше – на 79 млн грн: в октябре розничный товарооборот составил 43 млрд 258 млн грн, в ноябре – 42 млрд 179 млн.
А вот в декабре, перед Новым годом, товарооборот действительно растет. Например, в 2016-м он составил 54 млрд 743 млн грн – на 6,5 млрд (!) грн больше, чем в ноябре. Годом ранее, в 2015-м, за декабрьв рознице было продано товаров на 47 млрд654 млн грн, т.е. на 5,5 млрд больше, чем в ноябре с его "черной пятницей".
Наблюдательный читатель, конечно, может возразить: во время грандиозных распродаж цены снижаются, откуда ж взяться росту товарооборота? Но ведь скидки как раз и призваны увеличить объем продаж торгующих компаний, иначе какой интерес в таких акциях для продавцов? Если так, своей функции "черная пятница" не выполняет. По крайней мере в Украине.
И, кстати, о снижении цен. Этот факт также не находит своего отражения в статистической информации. Если сравнивать цены на товары, которые считаются наиболее продаваемыми во время "черной пятницы" – одежда, обувь, техника, – то в 2015 и 2016 годах цены на эти группы товаров в ноябре в основном росли. В ноябре 2015-гоцены на одежду и обувь выросли на 0,8%, в 2016-м – упали на 0,5%. Бытовая техника в ноябре 2015 и 2016 только дорожала – на 0,5 и 0,2% соответственно.
В чем секрет "Черной пятницы" по-украински?
Директор департамента статистики торговли Государственной службы статистики Украины Анатолий Фризоренко говорит, что увидеть экономический эффект от "черной пятницы" не позволяет методика сбора информации.
"Мы собираем отчетность за месяц по регионам, причем на выборочной основе. То есть отчитываются примерно 20% компаний, которые работают. И на основе этих данных мы делаем выводы относительно всей Украины. Причем цены анализируются подекадно, а не за каждый день. Чтобы отслеживать цены по дням, это нужен очень подробны анализ. Мы такими вопросами не занимаемся. Так что ответить на вопрос, есть ли какой-то экономический эффект от "черной пятницы", служба статистики не может",– сказал Анатолий Фризоренко.
С просьбой рассказать о "черной пятнице" с позиции продавца мы обратились к Алексею Давиденко – сооснователю сети магазинов "Медтехника+".
"По опыту прошлых лет, выручка в этот день вырастает в три раза. На следующий день – в два раза. Если продлить скидки еще на один день, то прирост будет еще +30%. Но ведь надо понимать, что выручка увеличивается а заработок падает. Поэтому для нас "черная пятница" – это больше имиджевая история и возможность избавиться от остатков. А также возможность сделать хороший оборот поставщику и получить большую скидку на декабрь",– рассказал Алексей Давиденко.