16 декабря на сайте Рады появился текст законопроекта «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)». Это инициатива Владимира Зеленского – он подал документ в парламент еще на прошлой неделе. Что предлагает президент для территориального устройства Украины, проанализировала СТРАНА.ua.
Вместо районов – округа, вместо ОГА – исполкомы
Одна из главных новаций – вместо районов появляются округа. А обладминистрации расформировываются и создаются исполкомы облсоветов. Собственно, последний момент – это единственное, что можно отнести к децентрализации в поданном проекте изменений в Конституцию. То есть теперь власть в областях будут осуществлять не назначаемые из Киева главы облгосадминистраций, а исполнительные комитеты областных советов, выбранные местными жителями.
Правда, полномочия этих исполкомов пока не определены – их будет регулировать отдельный закон.
Менять границы областей и переименовывать их можно будет без изменений Конституции
Также отдельным законом будет определяться порядок создания, изменения границ и переименования областей, округов и громад.
Из Конституции при этом убирается конкретный перечень областей. То есть, это означает, что Рада сможет перекроить границы областей (например, объединить их), не меняя Основного закона.
Также, без изменений в Конституцию, можно будет переименовывать области.
Всемогущие префекты
В то же время, шаг в сторону децентрализации через создание исполкомов с лихвой компенсируется шагом в сторону тотальной централизации через новый институт власти – префектов. Они будут представлять центральную власть в округах, областях и Киеве, у которого будет отдельный правовой статус (прописанный в законе о столице).
Планируется, что префектов будет назначать и увольнять президент по представлению Кабмина. Префекты будут назначаться на 3 года.
Для сравнения, сейчас главы местных администраций назначаются точно таким же способом – но на срок полномочий президента.
Основной функционал префектов: обеспечивать взаимодействие территориальных органов исполнительной власти, координировать деятельность территориальных органов центральных органов исполнительной власти и прочее.
Но главное не в этом. Префекты, среди прочего, будут иметь право остановить любое решение местных советов, если оно, по их мнению, противоречит Конституции или угрожает национальной безопасности.
Далее префект должен обратиться к президенту. А тот останавливает не только действие акта, но и полномочия главы местного совета. То есть блокируется вся работа этого выборного органа. А вместо него назначается человек, должность которого называется «временный государственный уполномоченный».
Одновременно, президент обращается в Конституционный суд, который должен за 7 календарных дней рассмотреть это обращение. И если КС решит, что акт неконституционный, местный совет распускается и идет на перевыборы.
То есть, по сути, президент может через своих представителей блокировать работу любых выборных органов власти и заменять их своим представителем еще до решения суда на основании лишь обращения префекта. А через суд, находящийся в Киеве – и распускать их. Что является прямой централизацией власти, а не тем, что декларируется в названии законопроекта. Местные органы власти таким образом, оказываются на куда более прочном «крючке» из Киева, чем сейчас.
Президент назначает префектов после создания исполнительных комитетов советов, но не позже 1 марта 2021 года.
Как начнут работать изменения в Конституцию?
Первые местные выборы глав общин, окружных, областных советов пройдут в течение 90 дней после вступления в силу закона.
Срок полномочия главы общины, депутатов совета общины, окружного, облсовета составляет 4 года. Их очередные выборы проходят в последнее воскресенье октября четвертого года полномочий.
Глав окружного и областного советов избирают на 1 год с правом ротации.
Вопрос Донбасса
В законопроекте нет ни слова об особом статусе Донбасса – несмотря на заявление главы МИД Вадима Пристайко, что Украина вводит децентрализацию во исполнение Минских договоренностей. О децентрализации министр сказал 15 декабря, отвечая на вопрос о том, необходимо ли Украине менять свою Конституцию, чтобы закрепить договоренности «Нормандской четверки» в Париже.
Также о том, что именно в этом законопроекте может быть решен вопрос Донбасса, говорил помощник Зеленского Андрей Ермак.
Однако тема особого статуса Донбасса вообще не звучит в законопроекте. Хотя в одном пункте, она теоретически может быть «зашита».
Речь идет о правках в статью 92 Конституции, где к нормам, которые регулируются принимаемыми Радой законами Украины, относится и «правовой статус административно-территориальных единиц».
Эта норма позволяет легализовать уже принятый ранее закон об особом статусе Донбасса либо аналогичный закон, который примут в будущем. И, таким образом, формально избежать необходимости внесения дополнительных изменений в Конституцию.
В то же время, и отметить эти законы можно будет всего 226 голосами.
При том, что в Минских соглашениях прямо написано, что особый статус должен быть закреплен в Конституции. А потому далеко не факт, что Россия и другие партнеры по «нормандской четверке» примут эту «замаскированную» норму за выполнение нормы Минских соглашений.
Когда могут принять изменения в Конституцию?
Как говорят во фракции «Слуга народа», они настроены уже на этой неделе проголосовать за отправку законопроекта в Конституционный суд. И это вполне можно будет сделать. Необходимо всего 226 голосов.
Далее проект изменений в Конституцию должен будет пройти КСУ. И если последний выдаст положительный вердикт (что, кстати, не факт, так как Банковая не имеет полного контроля над судом сейчас), то Рада рассмотрит его в первом чтении. А затем, на следующей сессии, во втором чтении.
Затем Рада должна будет принять два закона – об административно-территориальном устройстве и о местном самоуправлении. После чего и будут в течение 90 дней назначены выборы.
Отметим, что для того, чтобы Рада смогла уже на этой сессии рассмотреть изменения в Конституцию, КСУ должен выдать свой вердикт не позднее конца января. Тогда, возможно, весной проголосуют и во втором чтении и тогда же и будут приняты необходимые законы.
Но если КСУ к концу января не успеет, то на следующей сессии смогут принять изменения только в первом чтении, а во втором – не раньше осени. То есть, прямо накануне местных выборов, которые по плану должны пройти в конце октября 2020 года.
Источник: СТРАНА.ua