Что делать, если конфеты, консервы, колбаса, которые вы купили к новогоднему столу, оказались некачественными
Новогодние праздники мы любим отмечать широко: с гуляньями, подарками и большим количеством продуктов, от которых в эти дни ломятся наши столы. Но иногда, сделав покупки на неделю вперед, мы вдруг обнаруживаем, что срок годности консервы давно истек, а колбаса неприятно пахнет. Что делать с некачественными продуктами и как защитить права потребителя.
Покупая продукты к Новому году, будьте внимательны и обращайте внимание на срок годности, указанный на упаковке.
Право на качественные продукты питания гарантируются Законом О защите прав потребителей и Законом Об основных принципах и требованиях к качеству и безопасности пищевых продуктов. Требования к самим продуктам, их производству, упаковке, маркировке, перевозке и хранению установлены санитарными нормами.
Право на информацию о качестве пищевых продуктов гарантируется Конституцией (статья 50), где написано, что такая информация не может быть засекречена.
В случае покупки испорченного продукта питания, покупатель имеет право:
1. На замену такого товара на качественный или на возврат денег.
2. Для продавца предусмотрена ответственность в виде штрафов за продажу
просроченного или негодного в употребление продукта питания.
3. Жаловаться на продавца, продавшего вам негодный продовольственный
продукт, можно в территориальные органы Государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей. То же самое касается нарушения продавцом или производителем продуктов санитарных норм.
4. В случае отравления взыскать с продавца ущерб можно через суд, для чего
в качестве доказательств вам понадобятся чек о покупке товара, медицинские документы, подтверждающие отравление. Также нужно заказать экспертизу в лаборатории Государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей, чтобы подтвердить из-за какого продукта произошло отравление.
Если ваша цель наказать продавца или производителя, а не вернуть деньги, жалобу в соответствующую государственную службу, вы можете подать вне зависимости от наличия чека.
К некачественным продовольственным продуктам можно отнести как просроченные, так и просто непригодные для употребления. Под просроченными понимаются продукты, срок годности которых закончился на момент продажи. За продажу просроченного товара законом предусмотрено взыскание штрафа с продавца в размере 200% стоимости партии товара, которая осталась для продажи (статья 23 Закона О защите прав потребителей).
За продажу негодных или же неправильно маркированных пищевых продуктов, а также за несоблюдение гигиенических норм на продавца могут наложить штраф от 7 000 до 11 000 грн. с изъятием этих продуктов (статья 64 Закона Об основных принципах и требованиях к качеству и безопасности пищевых продуктов).
Также негативные последствия для продавца или производителя могут включать прекращение производства негодной продукции, временное прекращение деятельности в сфере торговли.
Куда и кому жаловаться на продавца.
В случае покупки любого некачественного товара, в том числе продуктов питания, жаловаться нужно в территориальные органы Государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей.
Служба была создана путём объединения Государственной инспекции по защите прав потребителей, Государственной санитарно-эпидемиологической и Государственной ветеринарной и фитосанитарной служб.
Госпродпотребслужба.